Организм — психология

Психика и организм человека. Влияние психики на организм. Связь между ними

Организм - психология

Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь.

Психика и организм человека

Психические процессы и, соответственно, организм, с возрастом, меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности, являющуюся ведущей:

  1. Младенчество – эмоциональное общение.
  2. Раннее детство – предметная деятельность.
  3. Школьный возраст – учение.
  4. Возраст подростка – общение со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.
  5. Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

Влияние психики на организм. Связь организма и психики.

Теперь поговорим о характеристиках, которые связаны с психикой и с организмом, конечно же:

Психические свойства. К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества. Теперь, чтобы вам было понятно, о чем, все-таки, идет речь, все рассмотрим на примерах и списочках.

Примеры характерных черт:

  1. Альтруистичность.
  2. Вежливость.
  3. Заботливость.
  4. Женственность.
  5. Загадочность.
  6. Коллективизм.
  7. Самостоятельность.
  8. Чувствительность.
  9. Целеустремленность.
  10. Чистоплотность.
  11. Юмористичность.
  12. Уравновешенность.
  13. Эрудированность.
  14. Усидчивость.
  15. Эгоистичность.
  16. Добросердечность.
  17. Хладнокровие.
  18. Слабохарактерность.
  19. Сообразительность.
  20. Организованность.

Качества личности, присущие лидерам:

  1. Уважение себя и других.
  2. Отличная память.
  3. Здравомыслие.
  4. Порядочность.
  5. Требовательность.
  6. Грамотность.
  7. Креативность.
  8. Трудолюбие.
  9. Нацеленность на результат.
  10. Ответственность за собственные слова.
  11. Прямолинейность.
  12. Открытость.
  13. Откровенность.

Темперамент – это сочетание определенных свойств и качеств личности. Есть четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Холерик быстро раздражается, легко обижается. В нем море активности и страсти, эмоциональности, мыслей и идей. Он очень общительный и жизнерадостный.

Сангвиник – более спокойный человек, уравновешенный, неконфликтный. У него не такая быстрая реакция на окружающий мир, как у холерика, но общительность в нем присутствует практически в такой же степени. В нем много организованности и выдержки, терпения и рассудительности.

Флегматик – малоподвижный, медлительный, осторожный. В нем часто живут фобии (страхи), даже если они ничем особенным «не обозначены.

Меланхолический тип темперамента характеризуется постоянный пессимизмом, недовольством всем на свете, плаксивостью и ранимостью. Но это не означает, что они – неинтересные и совсем скучные люди: темпераменты так же отличаются разнообразностью, как и человек.

Психологи уверены, что «чистейших» типов темперамента не бывает. Просто есть какая-то «доминированность» одного из них. Тогда появляются сочетания «флегматик – сангвиник», «холерик – меланхолик». Они, сочетаясь, будто «дополняют» друг друга друг другом. Не взирая на такую «словесную игру», все получается достаточно серьезно.

Стоит заметить и отметить: не нужно, всецело, верить темпераментным характеристикам. Типы темперамента – как гороскопы и приметы: где-то совпадают и «совершаются» (сбываются), а где-то – только частично.

Если «жить» только примеркой черт и качеств, жизнь станет скучной и очень нудной. Разнообразие должно присутствовать во всем (хотя бы по возможному минимуму).

Никто никогда не накладывал человеку запрет на веру во что-либо: если люди верят, никому не навредив при этом, то ничего плохого, в вере, нет.

А темперамент и гороскопы не предусматривают какое-либо «вредительство», угрожающее социуму.

Активность – еще одна характеристика психики и ее процессов. Она характеризует труд, деятельность, действия человека.

Психика и человек

Состояние психики:

  1. Аффект.
  2. Вдохновение.
  3. Сон.
  4. Транс.
  5. Голод.
  6. Страх.
  7. Усталость.
  8. Реакции.
  9. Настроение.
  10. Напряженность.

Психика – связующее звено организма человека с окружающей средой. Следовательно, под влиянием среды индивид (человек) и формируется.

«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет что умеет.

Благодаря миру, человек общается с себе подобными, обменивается опытом, учит и учится. Человек работает, развлекается, грустит, радуется, плачет и смеется…. И он знает, почему входит в то или в иное состояние. Всему есть свои объяснения и причины.

Если человек неадекватно как-то себя ведет, это является поводом для тревог. Неадекватное поведение это:

  1. Беспричинное избиение людей.
  2. Убийства.
  3. Раскачивания на стуле, странные покачивания головой.
  4. Произнесение непонятных звуков.

В случаях девиантности (отклонения от норм), можно уже говорить не о состояниях психики, а об ее серьезных отклонениях. Они (отклонения) могут появиться не с самого рождения, а могут стать следствием какой-либо травмы или болезни. Бывает, что психика нарушается из-за какого-либо потрясения (смерть матери, пропажа близкого человека, разорение или банкротство).

Пример. Один мальчик, из общеобразовательной школы, был обыкновенным ребенком, неплохо учился. Через восемь лет обучения он стал как-то странно себя вести: раскачивался на стуле, сидя за партой, как-то дико хохотать…. Все произошло само по — себе. Никто до сих пор не знает истинных причин того, что с ним произошло.

Мама мальчика, который купался в речке и утонул (его схватила судорога) сошла с ума. Ей постоянно мерещился голос сына, который звал ее и просил о помощи. Спасть она вообще не могла: ее мучили кошмары, которые тоже были связанны с сыночком.

У одной женщины умер муж.

Она так переживала его кончину, что, на почве волнений, ее определили в психиатрическую лечебницу, хоть и признали абсолютно вменяемой: она утверждала, что каждую ночь, после полуночи, ее муж навещает ее, и рассказывает, что есть в потустороннем мире и чем он отличается от земного. Кто знает, может и есть, в этом во всем какая-то частичка правды. Но люди (очень многие) верят только в то, что они успели или смогли увидеть своими собственными глазами.

Следуем далее по теме:

Расстройство психики.

Как влиять на психику человека? Различные методы психологического влияния.

Источник: http://SunHi.ru/psihika-i-organizm-cheloveka-vliyanie-psihiki-na-organizm-svyaz-organizma-i-psihiki/

Психика и организм

Психика и организм

Психика и организм» человека – неразрывные связанные между собой понятия. Психика – заставляет человека чувствовать, ощущать, осознавать свои действия. Психические процессы постоянно развиваются и с возрастом они меняются. Ведь мировосприятие, желания, стремления и поведение людей старшего возраста значительно отличается от тех, что младше.

Так, например, в младенчестве требуется эмоциональное общение, в дошкольном возрасте важны предметные действия и эмоциональный контакт со взрослыми, в школьном приоритет отдается учебе, в подростковом возрасте большое значение имеет общение со сверстникам и участие в общественной деятельности, в юности ведущую роль в жизни играет учебно-профессиональная деятельность.

Доказать, что «психика с организмом» взаимосвязаны несложно.

Когда человек получает сигнал об опасности, повышается уровень адреналина в крови, сердцебиение учащается, сознание быстро начинает диктовать, что в этот момент следует предпринять.

В этом и проявляется влияние психики на процессы, протекающие в человеческом организме. Организм также оказывает влияние на психику, например, дефицит витаминов в организме вызывает состояние депрессии.

В психологии имеется такое понятие, как «свойства психики». К этим свойствам относятся определенные качества личности, характер, темперамент. Так, у одних людей в характере заложены такие черты, как вежливость, ответственность, доброта, искренность, дружелюбность и т.д.

У других может в большей степени проявляться эгоизм, хладнокровие, слабохарактерность и другие. Но это совсем не говорит о том, что один человек «соткан» из одних лишь положительных черт, а другой из отрицательных.

В человеке могут быть заложены и положительные, и отрицательные качества, которые могут проявляться в большей или меньшей степени.

Развитие психики происходит на всех этапах формирования личности. При этом наблюдается изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных, структурных преобразованиях. Структура психики включает в себя психические процессы, состояния и свойства.

Психика связывает человека с окружающим миром, а значит, под влиянием внешней среды формируется характер.

Тесная «связь психики, организма» и окружающего мира дает возможность пронаблюдать, как развивается личность, на что она способна, к чему стремится и достигает.

Благодаря окружающему обществу человек общается, учится, учит, обменивается опытом, работает, отдыхает, радуется, печалится, плачет, смеется, то есть входит в определенное состояние.

Существует несколько состояний психики, свойственных человеческому организму:

К ненормальному (неадекватному) состоянию психики относят:

  • Неоправданная агрессия и жестокость к окружающим;
  • Убийства;
  • Странные подергивания частями тела, покачивание на стуле из стороны в сторону;
  • Нечленораздельную речь;
  • Беспричинный громкий смех.

При отклонении от норм речь идет о расстройствах психики, которые могут достаться по наследству, либо появиться вследствие какой-либо серьезной травмы, болезни или сильного эмоционального потрясения.

Формы проявления человеческой психики могут быть разными. Чем шире и сложнее структура мозга, тем многограннее психические возможности. О положительном или негативном проявлении психики можно судить по состоянию человека (см. выше).

Психическое развитие зависит от нескольких факторов: деятельности головного мозга, нервной системы, физиологического и гормонального функционирования организма.

Это еще раз доказывает взаимосвязь психики и организма. Для ее успешного развития и функционирования следует соблюдать некоторые условия.

Следить за тем, чтоб кислород в достаточной степени поступал в мозг, то есть чаще бывать на свежем воздухе.

Поддерживать оптимальную температуру тела, при отклонении от нормы принимать меры по ее понижению или повышению. Следить за обменом веществ в организме.

Нередко при каком-либо сбое в организме и заболевании происходит нарушение в психике человека. Сложно поспорить с тем, что любое заболеваний приводит к раздражительности, эмоциональной нестабильности, стрессу, быстрой утомляемости.

Например, такая болезнь как желтуха сопровождается апатией, раздражительностью, подавленностью.

Психологические исследования показали, что специфика психики и протекание психических процессов в организме зависит от пола человека. Так, мужчины выступают в роли преобразователей мира, могут, как создавать, так и разрушать его.

Нередко именно представители мужского пола являются новаторами, исследователями, создателями чего-то нового.

В большей степени это обусловлено физическими качествами: ростом, длиной конечностей, наличием мышц, физической силой, большим весом, грубой кожей и другими особенностями, которые позволяют выполнять физические нагрузки, преобразовывать внешний мир.

Первоначальная функция женщин – сохранение человеческой жизни и продление человеческого рода, поэтому представительницы женского пола стремятся достичь успеха в семье и обществе, сгладить конфликты, поддержать начинания мужа.

Для женщин свойственно особое строение тела: округлость форм, широкий таз, развитые грудные железы, преобладание туловища над конечностями, наличие жировой ткани на боках, бедрах, эстетичность внешнего вида. Эти особенности влияют на деторождение и вскармливание младенца.

Привлекательность женщины играет важную роль в интимных отношениях и в итоге в продолжение рода.

Из всего вышесказанного следует вывод: «организм и психика» неразрывно связаны между собой и развиваются параллельно по мере деятельности человека, учения и общения с окружающими.

Психика и организм человека. Влияние психики на организм. Связь между ними

Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь.

Читайте также:  Нестандартные поступки - упражнение - психология

Психические процессы и, соответственно, организм, с возрастом, меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности, являющуюся ведущей:

  1. Младенчество – эмоциональное общение.
  2. Раннее детство – предметная деятельность.
  3. Школьный возраст – учение.
  4. Возраст подростка – общение со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.
  5. Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

Влияние психики на организм. Связь организма и психики.

Теперь поговорим о характеристиках, которые связаны с психикой и с организмом, конечно же:

Психические свойства. К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества. Теперь, чтобы вам было понятно, о чем, все-таки, идет речь, все рассмотрим на примерах и списочках.

  1. Альтруистичность.
  2. Вежливость.
  3. Заботливость.
  4. Женственность.
  5. Загадочность.
  6. Коллективизм.
  7. Самостоятельность.
  8. Чувствительность.
  9. Целеустремленность.
  10. Чистоплотность.
  11. Юмористичность.
  12. Уравновешенность.
  13. Эрудированность.
  14. Усидчивость.
  15. Эгоистичность.
  16. Добросердечность.
  17. Хладнокровие.
  18. Слабохарактерность.
  19. Сообразительность.
  20. Организованность.

Качества личности, присущие лидерам:

  1. Уважение себя и других.
  2. Отличная память.
  3. Здравомыслие.
  4. Порядочность.
  5. Требовательность.
  6. Грамотность.
  7. Креативность.
  8. Трудолюбие.
  9. Нацеленность на результат.
  10. Ответственность за собственные слова.
  11. Прямолинейность.
  12. Открытость.
  13. Откровенность.

Темперамент – это сочетание определенных свойств и качеств личности. Есть четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Холерик быстро раздражается, легко обижается. В нем море активности и страсти, эмоциональности, мыслей и идей. Он очень общительный и жизнерадостный.

Сангвиник – более спокойный человек, уравновешенный, неконфликтный. У него не такая быстрая реакция на окружающий мир, как у холерика, но общительность в нем присутствует практически в такой же степени. В нем много организованности и выдержки, терпения и рассудительности.

Флегматик – малоподвижный, медлительный, осторожный. В нем часто живут фобии (страхи), даже если они ничем особенным «не обозначены.

Меланхолический тип темперамента характеризуется постоянный пессимизмом, недовольством всем на свете, плаксивостью и ранимостью. Но это не означает, что они – неинтересные и совсем скучные люди: темпераменты так же отличаются разнообразностью, как и человек.

Психологи уверены, что «чистейших» типов темперамента не бывает. Просто есть какая-то «доминированность» одного из них. Тогда появляются сочетания «флегматик – сангвиник», «холерик – меланхолик». Они, сочетаясь, будто «дополняют» друг друга друг другом. Не взирая на такую «словесную игру», все получается достаточно серьезно.

Стоит заметить и отметить: не нужно, всецело, верить темпераментным характеристикам. Типы темперамента – как гороскопы и приметы: где-то совпадают и «совершаются» (сбываются), а где-то – только частично.

Если «жить» только примеркой черт и качеств, жизнь станет скучной и очень нудной. Разнообразие должно присутствовать во всем (хотя бы по возможному минимуму).

Никто никогда не накладывал человеку запрет на веру во что-либо: если люди верят, никому не навредив при этом, то ничего плохого, в вере, нет.

А темперамент и гороскопы не предусматривают какое-либо «вредительство», угрожающее социуму.

Активность – еще одна характеристика психики и ее процессов. Она характеризует труд, деятельность, действия человека.

Психика – связующее звено организма человека с окружающей средой. Следовательно, под влиянием среды индивид (человек) и формируется.

«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет что умеет.

Благодаря миру, человек общается с себе подобными, обменивается опытом, учит и учится. Человек работает, развлекается, грустит, радуется, плачет и смеется…. И он знает, почему входит в то или в иное состояние. Всему есть свои объяснения и причины.

Если человек неадекватно как-то себя ведет, это является поводом для тревог. Неадекватное поведение это:

  1. Беспричинное избиение людей.
  2. Убийства.
  3. Раскачивания на стуле, странные покачивания головой.
  4. Произнесение непонятных звуков.

В случаях девиантности (отклонения от норм), можно уже говорить не о состояниях психики, а об ее серьезных отклонениях. Они (отклонения) могут появиться не с самого рождения, а могут стать следствием какой-либо травмы или болезни. Бывает, что психика нарушается из-за какого-либо потрясения (смерть матери, пропажа близкого человека, разорение или банкротство).

Пример. Один мальчик, из общеобразовательной школы, был обыкновенным ребенком, неплохо учился. Через восемь лет обучения он стал как-то странно себя вести: раскачивался на стуле, сидя за партой, как-то дико хохотать…. Все произошло само по — себе. Никто до сих пор не знает истинных причин того, что с ним произошло.

Мама мальчика, который купался в речке и утонул (его схватила судорога) сошла с ума. Ей постоянно мерещился голос сына, который звал ее и просил о помощи. Спасть она вообще не могла: ее мучили кошмары, которые тоже были связанны с сыночком.

У одной женщины умер муж.

Она так переживала его кончину, что, на почве волнений, ее определили в психиатрическую лечебницу, хоть и признали абсолютно вменяемой: она утверждала, что каждую ночь, после полуночи, ее муж навещает ее, и рассказывает, что есть в потустороннем мире и чем он отличается от земного. Кто знает, может и есть, в этом во всем какая-то частичка правды. Но люди (очень многие) верят только в то, что они успели или смогли увидеть своими собственными глазами.

Источники:
Взаимосвязь психики и организма человека Интересная статья на тему взаимосвязи психики и организма человека, особенности развития психики и строения организма.

http://psytheater.com/vzaimosvyaz-psixiki-i-organizma-cheloveka.html

Психика и организм человека Психика и организм человека. Влияние психики на организм. Связь организма и психики. Взаимосвязь. Влияние психики на функционирование организма.

http://sunhi.ru/psihika-i-organizm-cheloveka-vliyanie-psihiki-na-organizm-svyaz-organizma-i-psihiki/

Источник: http://psiholog4you.ru/psixika-i-organizm/

Психология здоровья. Психологическое здоровье человека

Психология здоровья. Психологическое здоровье человека

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности.

Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью.

Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

  • адекватность понимания общества;
  • осознание поступков;
  • работоспособность и активность;
  • стремление к новым целям;
  • умение находить контакты;
  • нормальная семейная жизнь;
  • чувство привязанности к родным;
  • ответственность;
  • умение составлять план жизни и следовать ему;
  • ориентированность на развитие личности;
  • целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний.

Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность.

Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике.

Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий дискомфорт, апатичность, враждебность, депрессию.

А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию.

Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п.

С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, занимаемся спортом, следим за диетой и т.д.

Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий.

Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы.

В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера.

Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

Источник: https://sunmag.me/sovety/03-03-2014-psikhologiya-zdorovya-psikhologicheskoe-zdorove-cheloveka.html

Единство мира. Психика и организм

Единство мира. Психика и организм

Организм — это нечто входящее в состав более широкого единства, откуда оно возникло. Наш человеческий организм — дитя природы, он обязательно удерживает в себе ее физические закономерности и интенсивно их задействует.

Читайте также:  Развитие нравственных ориентиров - психология

Таким образом, организм существует только в природной среде. Процесс систематического обмена продуктами и есть глубинная, фундаментальная связь нашего существования с природой.

А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех природных сил.

Тот факт, что наши тело и психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу как целое, означает воздействие природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.

Все эти влияния можно представить в виде некоторых кругов:

  1. Наиболее фундаментальный — целое космической жизни. В древности говорили о рождении под определенной звездой, т. е. о некотором состоянии мира и космических процессов, которые оказывают первичные (а затем и последующие) влияния на нашу психику и соответственно жизнь, ее образ. Здесь речь идет об изоморфизме мира, космоса и наших психических состояний, космических процессов и динамики жизни человека. Всеобщая жизнь природы, как и космическая целостность, воспроизводятся в нашей психике, это и есть, по-видимому, ее наиболее глубинный пласт.
  2. Второй, более узкий, круг составляет целое Солнечной системы, в которое мы включены. Обратим внимание, что он снимает, удерживает в себе первый круг, подобно тому как и каждый последующий ореол влияний удерживает в себе предыдущий, частью которого он является.
    Солнечная система уже более непосредственно задает условия нашей жизни, определяет ее характер и структуру. И нет ничего удивительного, что мы чутко реагируем на ее ритмику. Уже давно появились и соответствующие научные дисциплины, которые исследуют такие влияния (космобиология, гелиобиология, гелиопсихология и пр.). Давно было замечено, что, например, вспышки на Солнце, повышение его радиоактивности непосредственно влияют на классовые психические состояния. Эти воздействия представляют собой общие влияния, а психику, которая их воспринимает, следует рассматривать как надындивидуальную составляющую.
  3. Третьим, еще более непосредственным, кругом влияний является жизнь Земли. По своей природе, биологии, устройству психики (и сознания) мы являемся детьми Земли. И наше историческое бытие, история вообще обусловлены специфическим земным существованием, которое определяют особые природные условия нашей планеты и ее планетарная жизнь. Правда, эти наши психобиологические особенности непросто описать, поскольку у нас нет критериев, нет в наличии других условий жизни, но некоторые корреляции все-таки бросаются в глаза.
    • A. На психобиологическую организацию, несомненно, влияет климат вместе со всеми природными условиями. Теплый климат связан со специфическим психическими комплексом и структурой, которые можно обозначить как «душевную легкость». Действительно, люди, живущие в подобных климатических условиях, более экспрессивны, подвижны, «свободны», динамичны. Напротив, те, кто пребывает в условиях холода, отличаются строгостью, организованностью, их жизнь ритмична, и свойства психики таких людей оказываются соответствующими. Умеренный же климат определяет нечто вроде средней психической организации (уравновешенность, сдержанность и пр.). Это, конечно, не точное описание, оно скорее указывает на сам факт существования такого пласта психики и необходимости его понимания и учета.
    • Б. Частям света, географическим условиям среды обитания соответствуют расовые биопсихические особенности, которые формируются в процессе приспособления организма к окружающей среде. И поскольку она общая для всех индивидов, проживающих в определенной части света, то и возникающие психобиологические особенности общие для всех индивидов данной группы.
    • B. Природа определяет также и первичные условия производственной деятельности людей, ее характер, способы, ритм, вообще общий характер движений, психодинамику, ритмику всего поведения и реагирования. Так, степной житель привык окидывать пространство одним взором, и совсем по-другому ведет себя житель гор — его ориентация в пространстве иная. Таким образом, психика и ее состояния имитируют внешние условия в процессе приспособления к ним, и через воспроизводство таких имитаций они удерживаются в самой психике и становятся ее частью.
  4. На психику человека влияют также природные ритмы. Например, отражается смена времен года (сравните «весеннее настроение» и «осеннее настроение»). Кроме того, даже времени суток соответствуют определенные склонности:
    • утру — рассеянность, дню — сосредоточенность, активность;
    • вечеру — прекращение деятельности, склонность к размышлению, рефлексии, а ночи — покой, сон, погружение в себя и одновременно отдых. Сюда можно добавить еще метеорологические изменения и их ритмы, у людей порой болят раны, обостряются заболевания (они играют роль своеобразного барометра). Гегель говорит по этому поводу, что душа чувствует состояния природы, ибо она сама природа.

Таким образом, речь идет о природной психике, развитие которой не идет вразрез с процессами в природе, не противоречит ее закономерностям и органично им.

Необходимо систематически исследовать природные условия и их влияние на психику, а затем, опираясь на подобные знания, организовать оптимальное ее функционирование и использовать максимально возможное количество психических ресурсов.

Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда человек все более отчуждается от природного мира, а его существование подчинено техническим закономерностям.

X. Дельгадо (один из крупнейших современных нейропсихологов) считает, что человека можно рассматривать как временную материально-информационную структуру. Мембраны, клетки и другие элементы живого возникли в результате соединения химических элементов.

Организм — только временное сочетание химических соединений. Каждый ион, который входит в состав нашего тела, до этого существовал в природе, и все элементы, образующие нас, вернутся назад, в ту же природу. Атомы, организация и время — это единственные факторы, которые создают организм.

Этого нельзя, конечно, сказать о содержании наших психических процессов.

Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно действовать лишь при определенных биологических условиях, к которым относятся: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т. п. Существует огромное количество подобных органических параметров, и без них нормально функционировать психика человека не будет.

Практически любое хроническое заболевание приводит к повышенной раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, т. е. к изменению психологического тонуса. Одно лишь поступление желчи в кровь (а это происходит, когда человек заболевает желтухой) сопровождается значительными изменениями в психике:

  • подавленностью,
  • раздражительностью,
  • тоскливым настроением,
  • апатией,
  • угнетением интеллектуальных функций.

Отсюда родилось известное понятие «желчный характер», отражающее многовековый опыт наблюдений за тем, как влияют заболевания печени на поведение человека.

Особенно много легенд связано с подагрой, которую некоторые исследователи считают первопричиной одаренности многих знаменитостей. Основная причина этой болезни — отложение в суставах кристалликов соли мочевой кислоты. В результате при движении возникают страшные боли.

Эта кислота, уровень которой в крови больного подагрой очень высок, по химическому составу близка к пуринам — веществам, возбуждающим нервную систему и сердечную деятельность (к ним относятся, например, кофеин, теофиллин, содержащиеся в кофе и чае).

У людей в крови мочевой кислоты в десятки раз больше, чем у животных. Именно она помогает нашим нервным клеткам работать эффективнее. Следовательно, увеличение ее содержания в организме стимулирует психическую активность.

Поэтому подагрики, как правило, отличаются необычайной работоспособностью, целенаправленностью, упорно добиваются поставленной цели.

Итак, целостность души (психики) и тела (сомы) — сущностная черта человека.

С одной стороны, функционирование телесное и работа мозга обусловливают психическую деятельность, с другой же — от второй зависит телесное здоровье и самочувствие человека.

(В здоровом теле — здоровый дух, и наоборот: здоровый дух — основа здорового тела.) Но в то же время тело и душа — качественно различающиеся субстанции, и их отождествлять нельзя.

Организм (и его метаболическая система) плюс нервная система (вегетативная и центральная) участвуют в регуляции энергетических возможностей человека и его темперамента (последний связан с энергетическими характеристиками индивида, способами накопления и расходования им энергии). Важны для психической деятельности следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Дихотомия (биполяризация) тело/психика дополняется третьей диалектической составляющей — социальным фактором общения и взаимодействия людей друг с другом.

Существование и развитие тела и духа человека невозможно без общения и взаимодействия людей, обмена мыслями и чувствами. Бытие человека и формирование его психики немыслимо без социального фактора.

Помимо наличия духа в каждом конкретном человеке, он воплощен также в человеческой культуре: религии, искусстве, науке, философии.

Источник: https://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/13-edinstvo-mira-psixika-i-organizm.html

Психика и организм

Психика и организм

Ключевые термины: теория эйдосов, энтелехия, гуморальная теория, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, френологическая карта мозга, конституция человека, антропологические стигматы, динамические показатели ВНД, монозиготные близнецы.

Психологическое знание необходимо человеку для того, чтобы, познавая самого себя, он открывал новые способы адаптации к окружающей его реальности, изменять систему его отношений с самим собой, с другими людьми, с культурой. Психология – это не только наука, ставящая целью познание человека, но и посредством этого познания одновременно созидающая его.

Основным, выражающим исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных, понятием является «душа».

Со времен древности оно относится к представлениям об особой животворящей силе, обитающей в теле человека (иногда животных и растений) и покидающей его во время сна или в момент смерти.

На этой базе сформировались представления о так называемом переселении душ, об одушевленности космоса, о мировой душе и др.

Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) считал душу материальной субстанцией1, состоящей из атомов огня. Отсюда вытекает принципиальная возможность объяснять явления душевной жизни физическими и механическими законами и причинами.

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) свое учение о душе связывал с теорией эйдосов2.

Душа, по мысли философа, является частью мировой души, мира эйдосов, идей, не зависящих ни от материи, ни от особенностей индивидуального сознания, где и пребывает в промежутках между периодическими воплощениями в телах людей.

Таким образом, душа – это само­стоятельная субстанция, существующая наряду с телом и независимо от него. Она представляет собой незримое, возвышенное и вечное начало, в то время как тело, наоборот, – зримо, низменно, тленно.

Для Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) душа – активное целесообразное начало, энтелехия3 материи, ее свойство.

В религиозных учениях душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало.

Рассуждения о душе ведутся и поныне. Однако при всей важности вопроса, можно заключить, что до сих пор не существует четких и однозначных ответов на вопросы: что такое душа, существует ли она на самом деле, в чем ее природа, как она взаимосвязана с материальным миром, какова ее структура и т.д.?

Наблюдая различные вариации индивидуальных реакций на воздействия среды, мыслители пытались установить какие-либо связи между психикой и процессами, протекающими в организме.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) – признавал наличие связи между сочетанием биологических жидкостей («соков») в организме и индивидуальными особенностями реакций человека (гуморальная теория), создал основы учения о темпераментах:

  • среди биологических жидкостей у холерика (от греч. chole – желчь) преобладает желчь. Он может быть охарактеризован как быстрый, порывистый человек, способный страстно отдаваться делу, но, в то же время, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным реакциям, резким сменам настроения. Холерик, как правило, быстро и решительно берется за дело, но довольно быстро утомляется и охладевает;
  • сангвиник (от лат. sanguis – кровь, жизненная сила), отличается энергичностью, настойчивостью, высокой работоспособностью, сбалансированностью психических реакций. Это живой, подвижный человек, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро реагирующий на события, легко переживающий неудачи и неприятности;
  • человек, темперамент которого может быть отнесен к флегматическому (от греч. phlegma – слизь) типу,характеризуется несколько замедленными реакциями, склонностью к стабильным эмоциональным настроениям. При этом он, как правило, предпочитает скрывать собственные эмоциональные переживания, стремясь сдерживать внешне заметные их проявления в мимике, жестикуляции, экспрессивных4 речевых выражениях и т.д.;
  • меланхолик (от греч. melain chole – черная желчь) – чувствительный, ранимый, склонный глубоким внутренним переживаниям человек, психическая активность которого преимущественно этими переживаниями и ограничивается. Эмоционально реагируя даже на незначительные по важности события, этот человек не склонен к активной внешней деятельности, поскольку его волевое усилие ослаблено. Он обнаруживает высокую степень конформности (то есть легко подчиняющийся чужой воле).
Читайте также:  Леви, владимир львович - психология

Римский врач Гален (ок. 130 – ок. 200 гг.) считал, что психические процессы продуцируются различными человеческими органами: печень «ответственна» за вожделение, серде – за страсти, мозг – за интеллектуальные функции.

Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) разработал идею рефлекса и рефлекторной дуги, которая включает рецепторы, центростремительные (афферентные) волокна, нервный центр, центробежные (эфферентные) волокна, исполнительный орган (мышца, железа и др.).

Австрийский врач Ф.Й. Галль (1758 – 1828 гг.) разработал теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга.

Эта мысль послужила основанием для диагностики одаренности и психических проблем, с которыми может столкнуться человек, поскольку развитие отдельных участков мозга оказывает определенное влияние на особенности развития и строения черепной коробки. Он составил френологическую (от греч. phren – душа, ум) карту мозга.

Рис. 1. Френологическая карта локализации психических способностей. Приводится по современной Ф.А. Галлю статуе

XX в. Э. Кречмер, У. Шелдон связывали индивидуальные психические качества людей с качественными особенностями сложения (конституции) тела: анатомическими особенностями и соотношениями размеров различных частей тела, кожного покрова, массы и др.

Итальянский судебный психиатр Ч. Ломброзо (1835 – 1909 гг.) выдвинул положение о существовании особых типов людей, предрасположенных к преступным действиям в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов).

Руководствуясь этими признаками, Ломброзо считал возможным не только установить тип преступного человека вообще, но даже отметить черты, присущие отдельным категориям преступников, как, например, ворам, убийцам, насильникам и др.

Строение черепа, форма и размеры мозга, носа, ушей, цвет волос, татуировки, почерк, степень чувствительности кожи, психические свойства преступников подвергались наблюдению и измерению.

Ученый пришел к выводу (который современной психологией не поддерживается), что в преступном человеке по наследственности сохранились психофизические черты отдаленных предков.

Революционизирующее влияние на психологию оказала эволюционная теория Ч. Дарвина (1809 – 1882 гг.). Основываясь на ней Г. Спенсер (1820 – 1903 гг.

) высказал мысль, что психика появляется как результат эволюции: ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие связанные между собой уровни сознания и поведения. В совокупности они представляют собой формы приспособления организма к среде.

Отечественные ученые И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов связывали индивидуальные особенности психических реакций с динамическими показателями работы нервной системы: скоростью переключения и передачи сигнала, силой сигнала, доминированием или относительным балансом торможения и возбуждения и др. И.П.

Павлов описал два вида рефлексов5: безусловные (простые) и условные (сочетательные). Первые характеризуются прямой связью «стимул-реакция». Вторые образуются, когда раздражитель, вызывающий безусловную реакцию, совпадает с дополнительным сигналом.

Вследствие неоднократного подкрепления этой связи безусловную реакцию начинает вызывать только этот сопутствующий (условный) раздражитель.

В психологических исследованиях XX в.

был использован метод близнецов, который подтвердил вероятность генетической обусловленности развития, анатомо-физиологического строения, основных жизненных функций, человеческого интеллекта, а также некоторых психологических и поведенческих признаков.

Исследования жизненного пути монозиготных (то есть сформировавшихся из одного оплодотворенного яйца) близнецов, разлученных по тем или иным обстоятельствам, показали высокую степень совпадений основных жизненных вех.

Рассмотренные вопросы:

  • Историческая динамика представлений о роли конституциональных особенностей человека в специфике его реакций на воздействия окружающей среды.
  • Философы Античности о природе души.
  • Гуморальная теория темпераментов.
  • Теории XIX в., пытавшиеся объяснять индивидуальные различия в реакциях людей на феномены окружающей среды конституциональными различиями.
  • Связи между конституциональными особенностями человека и его склонностью к криминальным формам поведения.
  • Процессы высшей нервной деятельности изучавшиеся И.П. Павловым.
  • Роль генетического аппарата в развитии индивидуальных психологических признаков человека.

1 Субстанция (от лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе) – объективная реальность, нечто относительно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

2 От греч. eidos – вид, образ.

3 Энтелехия (от греч. entelecheia – завершение, осуществленность) – понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия.

4 Термин берет начало от лат. expressio  – выразительность.

5 Рефлексы (от лат. reflexus – повернутый назад, отраженный) – реакции организма на раздражения рецепторов.

Возникшее возбуждение передается в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по двигательным, секреторным и др. нервам передается к различным органам (мышцам, железам и др.). В 1863 г. И.

М. Сеченов высказал мысль, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Психика и организм

Источник: http://5psy.ru/osnovnie-ponyatiya/psihika-i-organizm.html

Geum.ru

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Функционирование психики зависит не только от деятельности головного мозга и нервной системы человека, но и в целом от физиологического, гормонального функционирования всего организма, тела человека.

Для формирования и успешного функционирования собственно человеческой сложно организованной психики необходим комплекс определенных биологических условий: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п.

Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет. Не случайно поэтому, что заболевания и нарушения функционирования организма порождают и специфические проявления в психике человека.

Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, т.е. влечет изменения психологического тонуса.

Например, уже одно поступление желчи в кровь (а это происходит, когда человек заболевает желтухой) сопровождается значительными изменениями в его психике: подавленностью, раздражительностью, тоскливым настроением, апатией, угнетением интеллектуальных функций.

По утверждению Э. Кречмера, тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и основные личностные (характерные) особенности психики человека.

Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. В соответствии с эволюционной теорией пола, предложенной В. А. Геодакяном, особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики.

Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаше встречаются не только сверхталантливые, но и совершенно никчемные особи.

Признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются в первую очередь у мужских особей. Эта закономерность проявляется даже на генном уровне. Например, было обнаружено, что более 4 тыс. лет назад женская Х-хромосома содержала около 4 тыс. генов, а мужская У-хромосома — 1,5 тыс. генов.

К настоящему времени вследствие различных негативных причин, в том числе экологического загрязнения, распространения генномодифицированных продуктов, происходит деградация, уменьшение генов.

Так, в женской Х-хромосоме осталось 1098 генов, а в мужской У-хромосоме — всего 76 генов, из которых 54 гена являются похожими, общими с генами женской Х-хромосомы.

Указанными генными нарушениями объясняют негативные изменения в физиологии и психике современных мужчин и женщин: с одной стороны, растет число женоподобных мужчин с гомосексуальными ориентациями и прочими нарушениями в психике, с другой стороны, увеличивается число женщин с нарушениями детородной функции.

Физические различия полов связаны с их жизненными функциями.

Мужчины, выступая как преобразователи внешнего мира, могут как созидать, так и разрушать его; являются новаторами в освоении времени и пространства, новых сфер деятельности.

Выполнение этой жизненной функции достигается за счет таких физических качеств, как высокий рост и длина конечностей, широкие плечи, выявленный рельеф мышц, физическая сила, сравнительно больший вес за счет костной ткани и строения скелета, грубая кожа, выраженный волосяной покров на теле.

Все эти особенности мужского тела необходимы для выполнения физических нагрузок, для борьбы и активного преобразования внешнего мира.

Женщины, выполняя жизненную функцию сохранения человеческой жизни и человеческого рода, стремятся все стабилизировать, сохраняя мир, покой, благополучие, достигнутые успехи в семье и обществе.

Выполнение жизненной функции продолжения и сохранения рода обеспечивается за счет специфических физических качеств.

Широкий таз, преобладающее туловище по сравнению с конечностями, грудной тип дыхания, развитые грудные железы — эти особенности напрямую влияют на деторождение и кормление младенца, а выраженная жировая ткань (на боках, бедрах, ягодицах) является своеобразным «хранилищем оперативной энергии». Эстетичность, округлость женского тела, красивые волосы, гладкая нежная кожа обеспечивают привлекательность женщины, что немаловажно в интимных отношениях и в конечном счете в продолжении человеческого рода.

Обменные метаболические процессы различаются у мужчин и женщин.

* У женщин обменные процессы характеризуются преобладанием анаболических процессов, включающих ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии, что обеспечивает повышенную выживаемость женского организма.

* У мужчин преобладают катаболические процессы, связанные с расходом энергии, с размножением, дезинтеграцией.

Психологические исследования показали, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях. В свою очередь, мальчики отличаются большей агрессивностью, а также математическими и визуально-пространственными способностями.

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/psihika_organizm.php

Ссылка на основную публикацию